ВЫ никогда не жили с бабушкой или дедушкой, которые в силу возраста плохо слышат? Бедные родственники каждый раз слышат вопросы от них «Что он сказал?».
Что он сказал или такая трудная косвенная речь
Содержание
- 1 Что он сказал или такая трудная косвенная речь
- 2 Основные понятия
- 3 Отличия английской прямой и косвенной речи от русской
- 4 Согласование времён в косвенной речи
- 5 Когда правила согласования времён не действуют
- 6 Как преобразуются разные типы предложений
- 7 Как изменяются модальные глаголы
- 8 Изменение наречий и местоимений
- 9 Как правильно выбрать глагол в словах автора?
Чтобы рассказать им. что сказал любимый внучок или ведущий по телевизору, люди используют косвенную речь «Он сказал, что…». В русском языке мы как носители даже не задумываемся насколько это сложная трансформация из прямой речи в косвенную, а понимаем эту проблему только тогда, когда сталкиваемся в английском языке.
Основные понятия
Прямая речь – это то, что говорит сам человек. В письменной речи она легко узнаваема по кавычкам. В английской терминологии называется Direct Speech.
Косвенная речь – это когда кто-то передаёт чужие слова с помощью сложноподчинённого предложения. В английском языке такая называется Reported или Indirect Speech.
Слова автора – это слова, которые указывают, кто произносит речь. (Он сказал… Моя мама сказала… Auntie Polly said…)
Рассмотрим примеры:
слова автора |
прямая речь: Kitty always says, “I am the cleverest girl in the world.”
слова автора |
Косвенная речь: Milly said they were in the park and fed ducks and pigeons.
Отличия английской прямой и косвенной речи от русской
В прямой речи:
- В английском языке в прямой речи ставятся непривычные для русскоязычного человека кавычки сверху.
- В русском языке нужно поставить двоеточие после слов автора, а англичане заменили его на запятую. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. По правилам русского языка точка ставится после завершающей кавычки, а по правилам английского языка точка ставится до кавычки. Если слова автора стоят после прямой речи, то запятая ставится в английском языке в кавычках.
Например: My sis told me, “My boyfriend is boring.”
В косвенной речи:
- Несмотря на то, что предложение в косвенной речи получается сложноподчинённым и в русском языке обязательно ставится запятая, в английском это правило не соблюдается. Никаких запятых!
- Союз «что» в русском языке всегда ставится, а носители английского языка наоборот чаще его не используют.
Например: Нэлли сказала, что любит рыбачить. Nelly said (that) she liked fishing.
Но эти особенности не самое страшное в косвенной речи английском языке, ужас для изучающих иностранный язык представляет другое явление – это согласование времён, о котором мы и поговорим далее.
Согласование времён в косвенной речи
Сразу же следует отметить, что перед освоением косвенной речи вспомните, повторите, освежите в памяти правила образования времён, так как без этой темы далеко в теме нашей статьи не продвинешься! Что такое правило согласования времён? Объясняя простым языком, если одна часть предложения стоит в прошедшем времени, то все остальные действия в этом предложении будут тоже выражаться в прошедшем времени. Рассматривая предложения в прямой речи, можно заметить, что слова автора могут стоять как в настоящем времени, так и в прошедшем.
Слова автора в настоящем времени
Если слова автора в Present Simple, Present Perfect или Future Simple, т.е. have said/ has said/ say/says/ will say и т.д., то согласования времён не требуется. Например:
My parents tell me, “You must enter the local university.” – My parents tell me I must enter the local university.
Слова автора в прошедшем времени
Если слова автора стоят в одном из прошедших времён английского языка, чаще всего в Past Simple: said/told/asked, то происходит сдвиг времён при переходе от прямой речи к косвенной. Происходит как бы шаг назад во временах.
Время в кавычках | Пример | Время при переходе в косвенную речь | Пример |
Present Simple | Henry said, “My brother works for a big company.” | Past Simple | Henry said his brother worked for a big company. |
Present Continuous | Ben told me, “We are riding our bikes.” | Past Continuous | Ben told me they were riding their bikes. |
Present Perfect Past Simple | Molly informed, “My grandparents have visited relatives in the USA.” Sally told us, “I visited Paris and I was happy.” | Past Perfect | Molly informed her grandparents had visited relatives in the USA. Sally told us she had visited Paris and she had been happy. |
Future Simple | Emily said, “They will argue about this fact.” | Future-in-the-Past | Emily said they would argue about that fact. |
Когда правила согласования времён не действуют
- 1) Речь идёт о том, что всем известно, непреложный факт, то что не требует доказательств, закон природы.
I explained my little sister, “The Earth is round and goes around the Sun.” – I explained my little sister The Earth is round and goes around the Sun.
- 2) Не меняются времена также, когда указано в предложении конкретное время совершения действия.
He informed, “I left school in 2001.” – He informed he left school in 2001.
- 3) Когда переделываем в косвенную речь условные предложения 2 и 3 типа.
Katherine told me, “If I had a lot of money, I would buy dogs food and feed all dogs in my district.” – Katherine told me if she had a lot of money she would buy dogs food and feed all dogs in her district.
Как преобразуются разные типы предложений
Далее разберём с помощью алгоритмов как преобразуются повелительные, утвердительные и отрицательные предложения, а также разные типы вопросов.
Приказы или просьбы
Повелительное наклонение, когда просим что-то сделать
Ray said to Jill, “Bring a bottle of milk, please!”
1) пишем слова автора | Ray said to Jill |
2) добавляем to | to |
3) дописываем слова из кавычек | bring a bottle of milk |
4) «вежливые слова» не добавляем! |
Результат: Ray said to Jill to bring a bottle of milk.
Повелительное наклонение, когда просим что-то не делать
Mum said to her daughter, “Don’t touch the flower pot, please.”
1) пишем слова автора | Mum said to her daughter |
2) добавляем not to | not to |
3) дописываем слова из кавычек без don’t | touch the flower pot |
4) «вежливые слова» не добавляем! |
Результат: Mum said to her daughter not to touch the flower pot.
Утвердительные предложения
Caroline said, “I am speaking English with pleasure.”
1) пишем слова автора | Caroline said |
2) убираем кавычки и пишем предложение | she was speaking English with pleasure |
Результат: Caroline said she was speaking English with pleasure.
Общий вопрос
Jackson asked, “Does she prefer to ride a bike or walk?”
1) пишем слова автора | Jackson asked |
2) добавляем союз if или whether | if |
3) пишем предложение с прямым порядком слов, т.е. подлежащее и сказуемое | she preferred to ride a bike or walk |
4) вместо вопросительного знака ставим точку |
Результат: Jackson asked if she preferred to ride a bike or walk.
Специальный вопрос
My brother asked, “What does mum cook for every birthday?”
1) пишем слова автора | My brother asked |
2) добавляем вопросительное слово, которое превращается по функции в союз | what |
3) пишем предложение с прямым порядком слов, т.е. подлежащее и сказуемое | mum cooked for every birthday |
4) вместо вопросительного знака ставим точку |
Результат: My brother asked what mum cooked for every birthday.
Как изменяются модальные глаголы
Модальные глаголы делятся на две группы: те, у которых есть форма прошедшего времени и те, у которых её нет. Правило простое: если есть прошедшее время, то меняем модальный глагол, если нет, то он остаётся в такой же форме.
Модальные глаголы, изменяющиеся в косвенной речи will→would, can→could, shall→should, may→might, have to→had to | |
Dolly reminded, “I can jog really very well.” | Dolly reminded she could jog really very well. |
My grandpa said, “You may take my motorbike to go to the forest.” | My grandpa said I might take his motorbike to go to the forest.” |
Dad told us, “I have to do this work as they pay a lot of money.” | Dad told us he had to do that work as they paid a lot of money. |
Модальные глаголы, не изменяющиеся в косвенной речи had better, could, must, would, should, ought, had to, might | |
Everybody advised me, “You should marry, he is a good boy.” | Everybody advised me I should marry, he was a good boy.” |
The teacher told me angrily, “You must do sums.” | The teacher told me angrily I must do sums. |
My friend calmed me down and said, “Don’t be upset. You had to tell her the truth.” | My friend calmed me down and said not to be upset. I had to tell her the truth. |
Модальный глагол, который может меняться или оставаться в своей форме – needn’t. needn’t→needn’t, didn’t need to, didn’t have to | |
The stranger prompted, “You needn’t pay by credit card.” | The stranger prompted I didn’t have to pay by credit card. |
Изменение наречий и местоимений
Помимо изменения времён и порядка слов в разных типах предложений, нужно обратить внимание на наречия и местоимения.
Direct Speech | Indirect Speech |
Указательные местоимения (относящиеся к обозначению времени) | |
The bride murmured, “I will always remember these days.” | The bride murmured she would always remember those days. |
Jack promised, “I’m going to visit our grandparents this week.” | Jack promised he was going to visit their grandparents that week. |
Указательные местоимения (относящиеся к существительным) | |
My little cousin said, “I don’t like this old doll.” | My little cousin said she didn’t like the old doll. |
Her parrot said, “Take these books.” | Her parrot said to take the books. |
Указательное местоимение this без существительного | |
He pointed at the broken vase and whispered, “This is your fault.” | He pointed at the broken vase and whispered it was my fault. |
Личные местоимения | |
The old lady asked, “Do you like collections of old stuff?” | The old lady asked if I liked collections of old stuff. |
Linda said, “I am going to do puzzle of a thousand pieces.” | Linda said she was going to do puzzle of a thousand pieces. |
Притяжательные местоимения | |
The greedy little boy said, “It’s my ball!” | The greedy little boy said it was his ball. |
My friends were very proud and boasted, “Our house is the best.” | My friends were very proud and boasted their house was the best.” |
Наречия места и времени | |
My bro said, “I am waiting for you here.” | My bro said he was waiting for me there. |
The sportsman said, “I won the gold medal yesterday.” | The sportsman said he had won the gold medal the day before. |
I said to my dog, “Come to me! Right now!” | I said to my dog to come to me then. |
It was the day of my sister’s wedding and she exclaimed, “I am so happy today.” | It was the day of my sister’s wedding and she exclaimed she was so happy that day. |
Michael promised, “I will buy a new computer game tomorrow.” | Michael promised he would buy a new computer game the next day. |
Gwen said, “They will dance the whole night next week.” | Gwen said they would dance the whole night the next week. |
Kate said, “Lora read the novel last month.” | Kate said Lora read the novel the previous month. |
My parents told me, “We met ten years ago.” | My parents told me they had met ten years before. |
Как правильно выбрать глагол в словах автора?
Но надо не забывать про устойчивые выражения. Say всегда используется в сочетании со словами: something, a few words, good morning, so, a prayer. Tell нужно поставить со следующими словами: a lie, a joke, a secret, name, the way, a story, the difference, the time.
Чтобы речь не была однообразной, пресной, скучной, а была более живой, яркой и интересной эти глаголы заменяют. В этом списке представлены самые распространённые глаголы для передачи косвенной речи:
- advise
- agree
- allow
- apologise
- ask
- beg
- boast
- claim
- command
- demand
- deny
- explain
- forbid
- inform
- insist
- invite
- offer
- order
- promise
- refuse
- remark
- suggest
- warn
Освоить косвенную речь сложно, но можно! Приложите немного усердия, терпения и побольше практики и всё получится!

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: